МОЦАРТ /Mozart/
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (1756 - 1791),
австрийский композитор, творчество которого является
музыкальной вершиной XVIII века.
Наследственность.
Мать композитора умерла от какого-то
нервного заболевания, очевидно эпилептического характера, которое
сопровождалось судорогами, бредом и длительным бессознательным состоянием. (J. F. Nisbet, 1891, c. 166).
Общая
характеристика личности.
«Работа – моё первое наслаждение».
/Моцарт/.
“Уже в раннем детстве поражал окружающих
феноменальным музыкальным развитием; трёх лет от роду играл на клавесине, с
замечательной быстротой запоминая сыгранные ему произведения, а 4-х лет
импровизировал. В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных
исследований... Мистик по натуре... Незначительное научное образование...” (ЭС
Брокгауза, п/т.39, с.56-57).
“Вундеркинд. Психопатия. К концу жизни
депрессия с идеями преследования.” (В. Ланге, 1928, с.25).
“Моцарт сознавался, что музыкальные идеи
являются у него невольно, подобно сновидениям... Моцарт был убеждён, что
итальянцы собираются отравить его.” (Ц. Ломброзо, 1892, с.17,60).
“Моцарт, описывая свой процесс творчества,
говорит: “Всё это происходит во мне точно в прекрасном, очень отчётливом сне.”
(Г. В. Сегалин, 1926-а, с.17).
В 1782 г. развилась базедова болезнь[1],
в связи с чем и появились свойственные этому заболеванию расстройства. (C. G. Sederholm, 1959, c. 228).
«Моцарт всегда отличался маленьким ростом и
заметной некрасивостью лица. У него была большая голова, изъеденное оспой лицо,
очень крупный, грушеобразный нос. Он заметно отставал в физическом развитии и
на всю жизнь так и остался большим ребёнком. Постоянно зависящий от воли и
желаний других людей, он не мог устроить себе тихую, спокойную жизнь.
Легкомысленно тратил деньги, не умел ладить с людьми, часто бывал с ними резок
и быстро наживал врагов… Моцарт мог позволить себе делать обидные и не всегда
справедливые замечания, остроты его часто были скучны и непристойны, слова –
грубы. Во всём его облике иногда проглядывало что-то злобное, демоническое. Он
был очень одинок, страстно желал общества, но часто вызывал лишь раздражение,
отличался неразборчивостью в выборе друзей». (Т. Мейснер, 1997, с. 123).
«На самом деле, по сегодняшним понятиям,
Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно
он выставлял счёт в 2 гульдена (для сравнения – его служанка получала 12
гульденов в год)… Между тем известно, что он был вечным должником и постоянно
писал письма с просьбами о денежной помощи или об отсрочке платежей. Дело в
том, что Моцарт жил не по средствам, и его жена Констанция активно
способствовала ему в мотовстве. Семья держала служанку, повариху и собственного
парикмахера. После смерти Моцарта осталась гора долгов, и он был действительно
похоронен в могиле для бедняков, но это никак не вина императора или
придворных, а следствие удивительно расточительного ведения хозяйства и
пристрастия гения к картам и бильярду, где он терял намного больше, чем
зарабатывал». (В. Кремер, Г. Тренклер, 2000, с. 191).
Заболевание,
приведшее к смерти.
“Можно предположить, что наблюдавшиеся у
композитора в последний период его жизни обмороки, резкое падение сил были
связаны как с нарушением нормальной деятельности сердца, так и, возможно, с
заболеванием щитовидной железы (характерна выпуклость глаз на портретах
Моцарта... Слухи об отравлении распространились сразу после смерти композитора,
а по словам вдовы Моцарта, он высказывал подозрение об отравлении ещё за
полгода до смерти.” (Б. Штейнпресс, 1971, с. 118).
В течение четырёх последних недель
высказывал бредовые идеи, появились повторные приступы головокружения,
обмороки, рвота, похудание и судорожный истерический смех. Нарастала кахексия.
20 ноября 1791 г. окончательно слёг. Стали отекать руки и ноги, но сознания ещё
не терял. Так как Моцарт бесформенно отёк, ему сшили специальное ночное платье.
Необычный внешний вид, а также посмертное опухание трупа дали повод для слухов
об отравлении. (D. Kerner, 1963 г, c. 446).
“Известно, что Моцарта мучили малярийная лихорадка
и болезнь, называвшаяся в те времена “меланхолией” (то бишь депрессия). В
качестве лекарств против них употребляли сурьму и ртуть - то есть именно те
вещества, которые с успехом применялись и в качестве ядов. Побочный эффект
действия сурьмы - болезнь, похожая на пневмонию, которая может быть
смертельной. По мнению Джеймса[2],
в могилу Моцарта свела именно пневмония, вызванная действием сурьмы.” (А. П.
Лаврин, 1993, с. 436).
«Медицина XVIII века вполне могла проморгать хроническую
субдуральную гематому. Согласно данной теории, у Моцарта произошла медленная
утечка венозной крови в то пространство, что находится между черепом и мозгом.
Произошло это, когда он выпил лишнего и, упав, ударился головой. Так, по
крайней мере, утверждает невролог… Майлс Дрейк из Государственной
университетской больницы Огайо, который изучал череп Божественного». (Н.
Вышинский, 1994, с. 4).
Был отравлен юристом Францем Хофдемеле, жена
которого Магдалена была ученицей и любовницей Моцарта. «Магдалена могла
догадываться и о характере яда, действующего в течение нескольких месяцев.
Добавляли его в вино, а состоял он из мышьяка, сурьмы и окиси свинца. Рецепт
был старинным, идущим от итальянских алхимиков. Назывался он «Аква Тофана».
Расшифровали его состав и характер действия немецкие врачи в 1962 году, тогда
ещё верившие в виновность Сальери. Но Сальери не мог давать такой яд Моцарту.
Виделись они от случая к случаю, чаще всего в концертных залах. Отравить
композитора мог лишь человек, который встречался с ним постоянно и подливал капли
яда методично. Хофлемель делал это в своём доме, где не скупился на столовое
вино.» (Г. Кандауров, 1995, с. 184).
«...с почти полной уверенностью можно
сказать, что в данном случае речь шла об острой ревматической лихорадке с
клинической картиной рецидива ревматического воспаления суставов,
усиливающегося из-за неоднократно перенесённых в юности приступов острого
ревматизма. Для течения этой болезни, приведшей к смерти через две недели,
которая раньше была намного опаснее, чем сейчас, развитие так называемого
церебрального ревматизма с поражением важных мозговых центров оказалось
решающим. Она закончилась смертельным исходом из-за исключительно высокой
температуры тела и недостатков терапии». (А. Ноймайр, 1997, т. 1, с. 214-215).
Моцарт
– редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо явным
психическим расстройством. Многочисленные медицинские исследования и дискуссии
касаются в основном причины его смерти и связанных с нею возможных соматических
заболеваний. Если не считать вполне понятной для артиста эмоциональной
неустойчивости (видимо, с преобладанием лёгкой гипомании), то нет поводов
говорить о влиянии психопатологических нарушений на творческий процесс.